Учитель-родители: правила общения
22 сентября 2006 просмотров: 10374 отзывов: 0 распечатать: Версия для печати

Из опыта педагога начальных классов. 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о наиболее важных вопросах конструктивного взаимодействия учителя и родителей ученика. Своими мыслями с читателями нашей подписки делится преподаватель 1-Б класса школы «ЛУЧиК» Мамаджанова Елена Гулямовна:

-Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение школьных педагогов и домашних воспитателей (родителей) имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни - в школе, планомерно и обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.

Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины.

Первое правило: старайтесь войти в контакт, сосредоточить на себе внимание партнёра.

Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Основным средством этого общения является слово. Оно служит важнейшим источником информации о человеке. Оно либо способствует вхождению в контакт, либо ставит на его пути барьер. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду», - писал В.А. Сухомлинский. Об этом одинаково должны помнить и родители, и учителя. Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка – богатые экспрессивные средства, помогающие вступить в контакт.

Второе правило: уважайте собеседника. Понимание должно предшествовать советам. Когда отец и мать настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью, тогда не избежать того, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень». Кому это надо? Отцу, матери? И уж во всяком случае не ребёнку. А учителю и подавно. Ведь он заинтересован так же, как и родители, в положительном исходе общения.

Третье правило: понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью партнёра (родителя)  действовать самостоятельно.

Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы. Пусть не всё сразу получится, но разве ребёнок может научиться ходить, не набив себе шишек? «Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности.

Четвёртое правило: придерживайтесь открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

У каждого человека, в том числе и у ребёнка, есть личностные особенности. Кто о них больше знает? Наверное, родители. А школьным педагогам и воспитателям, чтобы корректировать развитие ребёнка, надо ли о них знать? Безусловно!

Пятое правило: умейте говорить и слушать партнёра.

Это правило – краеугольный камень в искусстве общения.

Плохо, когда один из партнёров ничего не собирается слышать, не видит перспективы встречи, не ожидает от неё ничего хорошего. Даже если так, нужно стремиться изменить ситуацию.

Шестое правило: старайтесь «отражать» мысли и чувства партнёра по общению.

Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом, которое отражает чувства и эмоции, выраженные в словах. Если учитель (родитель) встречает собеседника улыбкой, тот отвечает тем же. Если в голосе учителя «металл», родители тут же настраиваются на аналогичный тон.  

Седьмое правило: не забывайте, что главная цель общения – ребёнок.

Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребёнка. Нужно помнить, что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребёнка. Для многих учителей, как показывают исследования, работа души становится стилем, внутренней потребностью в общении с родителями. Но, к сожалению, не для всех.

Бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда родители считают, что учитель несправедлив к их ребёнку, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за своего ребёнка, бессильно ненавидит школу и учителей. Ломать стену отчуждения и недоверия в таких случаях непросто. Но как быть? Оставить всё как есть?

Нет, конечно, надо корректировать отношение родителей к школе и учителям. Не поняв причин, не вникнув в суть неприятия, учитель не может сформировать у отцов и матерей благожелательность и чувство ответственности за ребёнка.

На что стоит опираться в общении с такими родителями? На разум и чувства, но, главное, пожалуй, на заинтересованность в судьбе собственного ребёнка.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Поддержка, готовность помочь, доброе слово – это дождь в засуху.

Вот далеко не полный набор правил общения, которые помогут родителям и учителям лучше понимать друг друга.  

   

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оценить статью:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Родителям будущих абитуриентов
27.02.14 - Советы старшеклассникам при подготовке к ГИА и ЕГЭ
15.02.13 - Подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ по английскому языку
10.04.12 - Последний кризис детского возраста: методы помощи и поддержки.
29.11.11 - Кто такой гуманитарий? Кто такой технарь? Мифы и реальные истории о профессиональных типах.
17.10.11 - Мы выбираем, нас выбирают…
Архив статей Рейтинг статей
Академия успеха для пап и мам
23.06.14 - Различия в воспитании мальчиков и девочек
07.04.14 - Знакомство со школой. Что значит быть готовым к школе?
17.12.13 - Об этапах развития ребенка.
20.02.13 - Два больше, чем один. Законы гармонии в многодетной семье.
28.12.12 - Обучение иностранному языку: когда начинать?
Архив статей Рейтинг статей
Вырастай-ка!
29.04.14 - Детские страхи: причины и преодоление.
11.11.13 - Раннее развитие. Сделайте правильный выбор.
21.11.12 - «О чем говорят анализы. Общий анализ крови».
03.10.12 - «О чем говорят анализы. Общий анализ мочи».
11.04.12 - Речевая готовность к школе
Архив статей Рейтинг статей
Родителям будущих первокласcников
04.06.14 - Частные или государственные школы?
22.05.14 - Проблемы подготовки к школе
13.01.14 - Развитие моторики
17.12.13 - Развиваем внимание.
07.06.13 - Идем в первый класс! Подготовка к Первому сентября.
Архив статей Рейтинг статей
Какие эмоции возникли у Вас после посещения нашего сайта?
Ваше имя:
Ваша почта:
Новости школы
Новости детского сада
Языковая школа

Юбилей

nouluchik

Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов РФ